Художник, один из лидеров неофициального искусства 1950–1960-х годов. Воевал на фронтах Второй мировой войны, после окончания которой поступил в Московский областной техникум ИЗО. С середины 1950-х активно участвовал в андеграундном арт-движении, входил в Лианозовскую группу. Работал в духе неоабстракции. Возможно, именно юношеские военные впечатления стали основой для живописных работ Вечтомова. Он писал: «Мои работы связаны не только с собственным состоянием, но и с общественными катаклизмами. Тайфуном, например. Эпичностью легенды». В абстрактных композициях Вечтомова часто можно увидеть и почувствовать ирреальную мощь первозданных стихий — будто в черном кратере вулкана плещется раскаленная лава.
К концу 1950-х годов Вечтомов, как и Владимир Немухин и Лидия Мастеркова, уходит от натурных пейзажей и натюрмортов и пробует себя в различных направлениях абстрактного искусства — от сюрреалистически-биоморфного до близкого американскому экспрессионизму и европейскому ташизму. На рубеже 1950-1960-х годов у него формируется художественный язык, характерный для всего последующего творчества. Выполненные главным образом в контрастной багрово-красно-черной гамме (реже в черно-голубой и черно-оранжевой), работы Николая Вечтомова можно отнести к жанру сюрреалистического пейзажа.