Михаил Шварцман

1926–1997
Художник-нонконформист Михаил Шварцман — одна из самых загадочных фигур этого поколения. Он был мистиком, философом и педагогом, создателем концепции «иератической живописи». «Иератический» в переводе с греческого означает «культовый, священный, жреческий». «Иература» — личный термин Шварцмана, центральное понятие его системы, это структурный закон универсума — потаенная праоснова Видимой и Невидимой Реальности. Это — Первопринцип, по которому строится многоуровневая иерархия космогонических сил и начал. Михаил Шварцман разрабатывал эту иератическую структуру, где знак приобретал независимый духовный и теологический смысл. Шварцман был уверен, что искусство не должно выражать авторское «Я». Каждое произведение являлось системой зашифрованных глубинных знаний, языком абсолютов и чистых истоков искусства. В понимании Шварцмана идеи должны были спускаться свыше в форме божественных откровений — в этом, по мнению мастера и заключалось главное различие между трудом живописца и стезей иерата.

«Я — иерат, — говорил художник, — Тот, через кого идет вселенский знакопоток. Созидаю новый невербальный язык третьего тысячелетия». Михаил Шварцман собственноручно готовил доски и изготавливал левкас, он писал свои работы в классической для иконописи темперной технике, намеренно избавляясь от всяческой фигуративности и обращаясь к энергии знака-символа. Иератической философии Шварцмана были свойственны фатализм и строгая иерархичность Основой и духовным стержнем для художника было стремление к «утверждению мира, как дара и благодати». Перед картинами Шварцмана словно образуется особое заряженное поле — при долгом рассмотрении можно ощутить, что прикасаешься к чему-то непостижимому. Будто перед тобой канонический образ из древнего храма. Глядя на работы Михаила Шварцмана мы неизменно соприкасаемся с проблемой новой сакральности, с концепцией искусства как своего рода «священнодействия».