Марлен Шпиндлер

1931–2003
Марлен Шпиндлер всю жизнь отличался бескомпромиссным стремлением  к свободе и крайней степенью неприятия любых официальных норм. Как следствие, более 15 лет он провел в лагерях и тюрьмах. После войны учился в художественной студии при киностудии «Мосфильм». Во время службы в армии под Владимиром, он впервые близко увидел заброшенные храмы и монастыри, открыл для себя русскую икону, которая вошла в его сердце и навсегда с ним осталась. Вдохновленный древнерусской живописью, в конце 1950-х годов художник создает серию тонких иконописных портретов. Своим учителем он не раз называл Андрея Рублева. Судьбоносной для него оказалась встреча с Михаилом Шварцманом, который ввел его в круг московских нонконформистов и посвятил в концепцию «иератической живописи». Для Шпиндлера открывается идея сакрального символа-знака.

В начале 1960-х, появляется запрос на дизайнеров, и молодых художников набирают в Промграфику. Марлен Шпиндлер попадает в другой мир, где все нужно объяснить одним символом. И здесь разработанные им семиотические знаки обретают новое воплощение и смыслы, он был одним из лучших графических дизайнеров того времени. Углубляясь в архаику, Марлен приходит к сакральным символам, с которыми древние люди пытались выйти на связь с высшими силами. В его творчестве начинается другой период – портреты переходят в загадочные знаки, таинственные тотемы, суровые лики, древние образы. Потребность работать с материалами, которые использовали старые мастера, приводила художника к использованию природных пигментов. Марлен писал темперой, которую изготавливал самостоятельно. Подчас искусствоведы и реставраторы озадачены тем, чтобы убрать трещины на некоторых полотнах Шпиндлера. И мало, кто знает, что эти трещины существуют изначально, потому что художник стремился к такому результату, используя порой паяльную лампу, чтобы сушить свои работы.