Евгений Рухин

1943–1976
Евгений Рухин — был одним из главных представителей ленинградской группы нонконформистов, он — единственный ленинградец, который принял участие в знаменитой «бульдозерной» выставке в Москве, которую за несколько часов власти уничтожили бульдозерами. Художник погиб совсем молодым при загадочных обстоятельствах, но внушительный корпус его работ считают провозвестником новейших течений. В своем творчестве он прошел путь от абстракционизма и сюрреализма до коллажа и поп-арта. В его биографии также были четыре реалистические выставки, которые, однако, не очень тепло были приняты в Союзе Художников, впрочем, активно обсуждались в профессиональной среде и среди других художников. С конца 60-х Рухин полностью отдает себя нонконформистскому искусству. Считается, что именно в семидесятые годы художник полностью раскрывает свой творческий потенциал и многими начинает считаться одним из ведущих художников нонконформизма.

Образы Евгения Рухина — это фактура отходов цивилизации, выброшенные на свалку предметы.  В его коллажах появляются мышеловки, замки, поломанные ножки стульев, столов, ящиков, матрешки. Излюбленными материалами художника были грубые поверхности — мешковина и «вафельное» полотенце, фрагментарные куски которых порой не покрывались краской. Сам Евгений Рухин называл препарируемые им образцы поломанной действительности «объектами, отвергнутыми цивилизацией как бесполезные». В его композициях живопись объединяется с реальными предметными фактурами или их рельефными имитациями. «Обломки советского быта» соседствуют с нарочито-грубыми пятнами краски, буквами, знаками. Но вся эта знакомая предметная реальность в работах Рухина приобретает иное значение, как будто в этих объектах скрыт портал в другой, горний мир. Каждая работа становится потаенной иконой. Недаром один критик назвал творчество Евгения Рухина «сакральным поп-артом».