Александр Ней

р. 1939
Александр Ней ребенком пережил блокаду Ленинграда. По его собственному признанию, наибольшее влияние на него оказали родители и их круг общения: «Мое ранее детство прошло в квартире, заполненной старинными копиями шедевров — это были автопортреты Рембрандта и Ван Дейка, знаменитая картина Вермеера «Девушка с письмом». Все это осталось от погибших академиков из Эрмитажа. Дом наш находился рядом с музеем Академии художеств, поэтому я особенно часто там бывал. Со временем я также приступил к подробному изучению коллекций Эрмитажа и Русского музея. Другой мой предок был учителем Владимира Маяковского в гимназии в грузинском городе Кутаиси, поэтому мои родственники дружили с матерью и сестрой поэта. А в школьные годы кто-то подарил мне оригинал одной из тех самодельных книг, которые делал Малевич для поэтов-футуристов, среди них, как известно, был и сам Маяковский».

После нескольких лет учебы в разных художественных вузах Ней оказался вытесненным из официальной художественной жизни, работал преподавателем в Доме пионеров. Параллельно он изучал наскальное искусство и петроглифы, культуры древних цивилизаций, включая Месопотамию, Китай, Майя, Африку, Египет и др. Мировую известность ему принесли скульптуры с точечным узором, который художник, говоря о связи форм земной жизни с космосом, называл «пространственной трактовкой поверхности». В 1969 году работал художником-декоратором в фильме Григория Козинцева «Король Лир». В 1972 году уехал в Париж, в настоящее время живет и работает в Нью-Йорке.
Я бы хотел своим искусством содействовать всеобщему, и моему, в том числе, просветлению. Нужно избавляться от невежества в любых его проявлениях, оно отбрасывает нас на обочину жизни. Нужно стараться быть умнее и вдумчивее, в самого себя в первую очередь
Александр Ней